Здравствуйте, уважаемые читатели!
Для
дошкольников выращивание растений является весьма занимательным делом.
Кроме того, это
прекрасное средство формирования представлений о росте и размножении
растений, о значении света, тепла, почвы в их жизни.
Роль взрослых
не только в том, чтобы
дать малышу луковицу и показать, каким
концом и как
посадить ее в банку или ящик, но и в том, чтобы приохотить
его к систематическим наблюдениям и помочь осмыслить их.
Успешнее всего
это получается, если
взрослый проводит вместе с ребенком
наблюдения раз в
неделю. Такая периодичность позволяет обнаружить изменения
луковицы. Каждый раз
следует не просто наблюдать, но
и зарисовывать луковицу.
Рисунки дают возможность сравнить предыдущее
состояние растения с
настоящим и тем
самым установить, что и как изменилось.
Рост и
развитие растений происходят
относительно медленно, и дошкольнику, не
владеющему временными представлениями, трудно определить, как
долго длятся эти процессы. Ему
можно помочь, если под каждым рисунком, на котором запечатлена луковица, изобразить
полоску времени - неделю, для ребенка это не только несложно, но и
увлекательно: в полоске должно быть семь одинаковых квадратиков (семь
дней недели). Каждый квадрат малыш раскрасит своим цветом: понедельник —
красным, вторник — оранжевым и т.д.
(по радужной гамме).
Таким образом, получится пять
рисунков, на которых ясно видно, как менялась луковица в течение
месяца по мере
своего роста и
развития. В конце взрослый предлагает
ребенку срезать зелень
лука и покрошить ее в суп или салат. А рисунки
останутся! По ним
можно рассказать, как рос лук, сосчитать недели и точно
установить, как долго он развивался.
Важно, чтобы
взрослый, разговаривая с
ребенком, побудил его
задуматься над тем,
какие условия способствовали появлению зеленого лука, почему
луковицы, хранящиеся дома,
тоже прорастают, но короткими, кривыми
и желтоватыми отростками.
Поставленные перед малышом вопросы, осмотр и сравнение луковиц (прорастающую
луковицу время от времени
щупать и устанавливать, что
она “худеет”) помогут сделать правильное
заключение: для роста
нужны вода, свет
и тепло. А луковицы,
хранящиеся дома, прорастают
потому, что в
доме тепло, но в темноте
отростки не могут стать зелеными.
Чтобы убедить
ребенка, как важен свет для
растения, необходимо выставить
прорастающие луковицы на
подоконник: пусть ребенок понаблюдает несколько дней, как
появляется зеленая окраска.
Дошкольник,
прошедший школу “зеленого” воспитания, сможет самостоятельно увидеть
прелесть букета в
вазе, красоту клумбы, газона, очарование
пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность,
пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни
зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
А
у нас за окном еще зима. Но как же приятно и удивительно увидеть на подоконнике
свежую зелень! А тем более выращенную своими руками. Мы с ребятами нашей группы
решили сами получить зеленые перья из лука. Теперь мы вместе каждый день они
будем наблюдать за своими посадками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий