Здравствуйте, уважаемые
читатели!
Фонематический
слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими
словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и
согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.
От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить
ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к
школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально
необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с
составом слова. А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их
неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах!
И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет
неграмотным!Для того
чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные
дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического
слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка.
Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить
определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно
услышать.
Я
в своей практике в работе с детьми часто
использую представленные дидактические игры на развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «Звуковые фишки»
Игра
предназначена для детей от 6 лет, играть могут от двух человек. Если дети
играют самостоятельно, то необходимо контролировать ход игры взрослым.
Цель
игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания
Материал: фишки
белого и красного цвета.
Ход
игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах,
например, звук «о». А затем произносит разные слова, например, «кошка», «стул»,
«почта», «сок», «карандаш» и т.д. Играющие должны внимательно прослушать слово
и, если в этом слове есть нужный звук, то они показывают красную фишку, если
нет – белую. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.
Если это интересно, то смотрим
Дидактическая игра «Слова»
Эта
игра знакома всем с детства. Её разновидности – «Города», «Имена» и т.д. Играть
могут дети от 6 лет, в составе не менее двух человек.
Цель
игры: развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать
первые и последние звуки в слове; расширять словарный состав ребёнка.
Материал: это
чисто словесная игра.
Ход
игры: дети должны по очереди называть любые существительные с условием,
что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук
предыдущего слова. Например, первый ребёнок назвал «лампа», значит второй
должен придумать слово, начинающееся на «а», например, «арбуз»; следующий
называет слово на «з», например, «замок», далее – на «к» — «ком» и т.д.
Проигрывает тот, кто не сможет подобрать последующее слово.
Дидактическая игра «Звуковое лото»
Игра
предназначена для детей от 6 лет, играть могут не менее двух человек.
Цель
игры: развивать умение находить слово с нужным звуком из заданного ряда
слов.
Материал: карты
лото с картинками и маленькие пустые карточки.
Ход
игры: По правилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и
маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук, например, ВВВ и спрашивает у
игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был
в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты,
отвечают: «У меня ВВВоробей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно
найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее
закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание
на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий