Книгоиздательство
как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста
Книга – величайшее сокровище человечества,
кладезь мудрости, источник знаний. Недаром в народе сложилось множество
пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна
воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д.
Современные дети, к сожалению, всё
меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой,
есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да
нечего почитать, потому что дома просто нет книг.
Из-за отсутствия опыта общения с книгой, вытекает и грубое с ней обращение.
Страдает словарный запас ребенка, не развивается фантазия, отсутствует интерес
к обучению чтению.
Какая судьба ждет бумажные книги? Прогнозы неутешительны, к нашему глубокому
огорчению. И чтобы бумажные книги не исчезли, просто необходимо сблизить детей
с книгой. Помочь детям полюбить её.
Увлекательно и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге у
детей является создание книг своими руками, в процессе которой происходит
подготовка, изготовление и демонстрация детьми книг по определённой теме в
различных видах деятельности при решении интегрированных задач.
В любом виде деятельности работы с
детьми педагог преследует определённую цель.
Так в книгоиздательстве тоже есть цель – это приобщение детей к книге через
творчество.
Само
направление книгоиздательства состоит из нескольких задач:
- формировать умение детей создавать книгу своими руками;
- развивать творчество, воображение, фантазию;
- формировать бережное отношение к книге;
- воспитывать любовь к книге и печатному слову.
Прежде
чем начать создавать книги педагогу с детьми необходимо провести
предварительную работу:познакомить детей с видами и
назначением книг,
ü с процессом книгопечатания;
ü дать знания об этапах создания
книг;
ü уточнить роль писателей,
художников-иллюстраторов и оформителей.
В
помощь педагогу пойдут компьютерные презентации, проектная деятельность, поход
в библиотеку и.т.п.
Вариативность
книгоиздательства:
- форма организации работы с детьми. Можно организовать сюжетно- ролевую игру в книгоиздательство; познавательно-творческий проект «Книга - наш друг» или работа в творческой мастерской по изготовлению книг в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Прошла тематическая неделя, и у педагога готов сборник рассказов.
- тематика. Тематическое книгоиздание – это когда книга изготавливается по определённой теме. Смешанное – книги изготавливаются без учёта темы.
- количество участников. Индивидуальное изготовление книги и групповое.
- состав участников. Авторами книги могут быть дети одного и разных возрастов. Смешанное книгоиздательство – детско-родительское, когда мы привлекаем родителей к совместной работе над книгой.
Этапы
книгоиздательства:
1 этап.
Знакомство детей с идеей создания книги своими руками, демонстрация готовых
работ. Выбор темы, содержание книги. Подготовка текстового и иллюстративного
материала.
2 этап. Выбор способа создания книги. Выбор формата книги. Подбор необходимого
материала.
3 этап. Изготовление.
4 этап. Итог - выставка книг, создание библиотеки рукотворных книг.
Привлекать детей к книгоиздательству можно уже с двух лет. Ребёнок, хотя ещё
мал, но принимает активное участие в оформлении книжки. Он с удовольствием
раскрасит рисунок или буквы на обложке, поможет наклеить картинку.
На 5-ом году жизни ребёнок не только диктует рассказ, но и принимает самое
активное участие в оформлении книги: рисует или раскрашивает обложку, вырезает,
наклеивает картинки и, так как в этом возрасте появляется интерес к письму,
может написать (срисовать) название книги, имя автора (т.е. своё имя). Ребёнок
может и совершенно самостоятельно изготовить простейшую книжку-малышку, написав
текст «буквоподобными» каракулями, а потом «прочитать» её другим детям или
куклам.
Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно создают разные виды книг,
опираясь на схемы изготовления, образцы, используя заготовки, сделанные
собственноручно или вместе с воспитателем. Здесь уже в полной мере проявляется
творчество ребёнка, как в оформлении, так и содержании книг.
После такой интересной работы мы видим, что у детей развиваются творческие
способности, художественный вкус, технические умения.
Ожидаемый результат в результате проделанной работы очевиден:
Повышение
интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение
традиций домашнего чтения.
Обобщение
и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к
художественной литературе.
Повышение
компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Используемая
литература – интернет ресурс.
Марина Михайловна, видно, что Вас и детишек эта работа увлекает. Творческих вам успехов!!!
ОтветитьУдалить