«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Как у маленького деревца,
заботливый садовник укрепляет
корень,
от мощности которого зависит жизнь
растения
на протяжении нескольких
десятилетий,
так учитель должен заботиться о
воспитании
у своих детей чувства безграничной
любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня
– одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что
такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей
страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к
своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть,
не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился
термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности
перед обществом, чувство глубокой
духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное
отношение к другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться,
прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У
мальчиков с детства необходимо
формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону
слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он
мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и
для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься
спортом.
Родители должны формировать у своих детей
положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к
соглашению без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о
том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими,
утешать и заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен
знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут;
воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к
тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и
порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем
дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у
детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе
родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и
детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков,
воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит
сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе,
взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен
иметь понятие о государственных и
народных праздниках, активно принимать
в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями
других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к
природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной
заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение
имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с
некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой
родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка
такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей
страны.
Не менее важным условием
нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с
родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит
принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать
себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее
культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
Ø
знает
и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как
важен для общества их труд;
Ø
знает
семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
Ø
может
рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой
живет;
Ø
знает,
что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что
Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии
гимна;
Ø
имеет
представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
·
Воспитание
маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома,
улицы, где он живет, детского сада.
· Обращайте внимание
ребенка на красоту родного города
·
Во
время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении
каждого объекта.
·
Дайте
представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и
т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их
труда.
·
Вместе
с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
·
Расширяйте
собственный кругозор
·
Учите
ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
·
Читайте
ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
·
Поощряйте
ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных
местах.
· Если вы хотите
вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о
стране, в которой живёте.
· Рассказывайте своему
ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с
честью
· Знакомьте своего
ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
· Даже если вам не
хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку,
помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш
ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать
культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
· Помните, что чем
больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма,
недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
· Когда вы общаетесь со
своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы,
но и отмечайте положительные моменты.
· Поддерживайте у
ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему
такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
· Смотрите с ним
передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в
которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
· Не взращивайте в
своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
· Как можно раньше
откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей
надеждой и опорой в старости!
Комментариев нет:
Отправить комментарий