Мы - друзья природы
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно
обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в
дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается
с воздействием на ребёнка в семье.
В детском
саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за
растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и
остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться
для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это
прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны.
Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам
взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы.
Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в
поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и
замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель
очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли
ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел
и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками,
легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше
учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает
беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе
систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать
на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в
результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы
любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения,
выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним
поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя
попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо
всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша,
ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве,
бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут
и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите
сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки
аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а
потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки,
маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали
муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились
кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от
вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят
сладкое.
В лес
можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и
устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку,
посадить дерево.
Правильно
делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком.
«Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе
кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети
после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в
воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте
детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег
подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года,
объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь.
Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам
на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого
есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и
мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение
видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка,
зависит от интереса к растению, животному - от степени развития
наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за
всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай,
не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и
закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за
растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо
всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек
живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было
хорошо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий