Детские жалобы
С детскими
жалобами сталкиваются все взрослые, имеющие опыт общения с детьми.
Одни считают,
что это не такой уж важный момент в жизни ребенка, чтобы на него обращать
особое внимание, и жалобами детей можно или даже следует пренебречь.
Другие видят в
этом нежелательные черты в становлении личности ребенка, проявление слабости,
трусости, нерешительности и т. д.
От таких
взрослых дети часто в ответ на свои жалобы слышат: “Решай все свои дела сам! ”
“Разбирайтесь сами! ” “что тебе от меня надо? Зачем ты мне все это говоришь? ”
“Не ходи больше ко мне жаловаться”
Третьи считают,
что, жалуясь, ребенок просит помощи в процессе освоения норм взаимоотношений в
человеческом обществе и, следовательно, нуждается в особом внимании и участии
взрослого. Такой точки зрения на детские жалобы придерживались Ян Корчак, Антон
Макаренко и ряд других известных педагогов и психологов.
Что же такое по
своей природе жалобы дошкольников? Как к ним относиться взрослому?
Жалоба – это
обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе, сигнал о некотором
неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в большинстве случаев – о
его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок
сам не умеет найти выход.
Она отражает
эмоциональное состояние ребенка: тревогу, гнев, возмущение, недоумение. Жалоба
дошкольника взрослому – это острое желание рассказать о себе, чаще всего о
каких-то своих трудностях и невзгодах, и прежде всего в сфере отношений с
окружающими людьми. Поэтому жалобы детей можно рассматривать, как важный фактор
социального развития ребенка.
Что же на самом
деле скрывается за детскими жалобами?
•
Беспомощность. Если ребенка или кого-то обижают, угрожают расправой, затягивают
в какое-то нехорошее дело – ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый
для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается, если не может
справиться сам.
Пример: Аня –
новичок в группе. Девочка спокойная, но тревожная. Я готовлюсь к занятию,
чувствую, что кто-то стоит за спиной. Поворачиваюсь – Аня. Спрашиваю ее:
«Анюта, ты хочешь мне помочь или просто интересно посмотреть? »
- А меня Костя
ударил. – отвечает она.
Её жалоба
вызвана стремлением быть защищенной. Неуверенность, страх перед новым
коллективом, и в то же время желание понравиться сверстникам. Поэтому и
обращение наедине… И я радуюсь, - ребенок мне доверяет, значит принял меня.
•
Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он
не знает, как реагировать на то, или иное происшествие. Он не жалуется, а
ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит
что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.
Пример: Дети
играют с песком на участке, около песочницы. Уля подбегает: «А, Миша понёс
песок на горку! Теперь на участке будет пыльно»
•
Справедливость. Ребенок требует справедливого отношения ко всем, искренне
уверен, что без него не разберутся, основная черта его характера - честность.
Его жалобы – это попытка защитить себя и окружающих от несправедливости или
предупредить взрослого о том, что происходит.
Пример: Ребенок
становится свидетелем драки, и сообщает об этом взрослому, в надежде на
справедливое разрешение конфликта: «Мария Игоревна, идите скорее, там мальчики
дерутся!
• Месть.
Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш
с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками,
слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы
прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.
•
Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях,
которой он делится с взрослыми, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме
того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и
заставить сверстников считаться с собой.
Пример:
Послеобеденное время. Дети готовятся ко сну. Варя – егоза, тихонечко легла,
закрыла глаза и притихла. Я этому очень рада, но боюсь это Варе показать. Зная,
что ее реакция на похвалу может быть непредсказуема. Вдруг меня вызывают в
приёмную, отсутствую 1-2 минуты. Захожу в спальню, дети поспешно укрываются. Варя
с возбуждением сообщает: «А дети без вас баловались. Миша, Ева… ». И я понимаю,
что отсутствие одобрения с моей стороны к ее волевым усилиям, вызвало в ней
желание показать других детей в неприглядном свете.
Бывают жалобы,
спровоцированные взрослыми.
Пример: Утро,
прием. Костя с мамой заходят в группу. Мама чем-то раздражена. Она отчитывает
сына за неаккуратно сложенную спортивную форму, дает краткие указания, холодно
прощается с ним и уходит. В течение первой половины дня Костя несколько раз
подходит ко мне: «А мне Егор игрушку не дает! А Маша не убирается! У меня
голова, живот болит»
Все эти жалобы
вызваны неудовлетворенностью. Он чувствует себя незаслуженно обиженным.
• Шантаж.
«Вот я воспитателю расскажу… », «Если не примете меня в игру, расскажу, что вы…
» Угрожая разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет
их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу
манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе – не будет
тебе зоопарка в воскресенье», «Будешь шалить, родители тебе покажут». К
подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не
умеющие завоевать авторитет другим способом.
• Ребенок с
завышенной самооценкой, с неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и
стремящийся к лидерству, но не умеющий сотрудничать со сверстниками, к которому
родители предъявляют очень жесткие требования, будет жаловаться из желания
самоутвердиться, из зависти, может использовать жалобы как шантаж сверстников.
Пример: Между
двумя Егорами произошел конфликт. Вижу, что самостоятельно его решить они не
могут. Спрашиваю: «Что у вас случилось? » Один начинает рассказывать, а другой,
понимая, что виноват, говорит: «А он, зато руки плохо моет». Вечером тоже дня,
он, встретив маму на пороге: «Егор украл у меня игрушку». В этом случае,
ребенок стремится прикрыть неприглядность своего поступка.
ПАМЯТКА
ВОСПИТАТЕЛЮ
• Первопричина
всех детских жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны.
• Дети должны
знать, что нет ничего плохого, если они в сложной ситуации обращаются за
помощью к взрослому.
• В группе, где
все относятся друг к другу уважительно и бережно, не будет и частых жалоб.
Как же
реагировать на детские жалобы?
Отношение взрослого
к жалобам должно варьироваться в соответствии с их характером.
• Выслушайте
ребенка, обсудите происшедшее, приведите пример из личного опыта, посоветуйте,
как избежать подобных ситуаций в будущем. Возможно, в следующий раз, он
попробует справиться с проблемой самостоятельно. Чаще всего ребенок не жаждет
мести, а ищет вашего участия. Самое главное – проявить внимание к проблемам
ребенка.
• Используйте
наблюдения за ребенком, если не можете понять причину его частых жалоб. За
жалобами может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное
самолюбие, отчаяние.
• На некоторые
жалобы - сообщения, можно реагировать просто: "Хорошо, я разберусь. Жаль,
что так вышло»
• Старайтесь
избегать прямых обвинений и конкретных санкций.
• Не требуйте
признания при всех детях, оставьте ребенку путь к отступлению или возможность
признаться наедине.
• Если ребенок
жалуется, чтобы отомстить или самоутвердиться, спросите его: "Зачем ты мне
это говоришь? Ну и что? " Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие
интереса к сообщению, не дадут ребенку торжествовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий