Компьютер и ребенок: все за и против
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему
"Компьютер и ребёнок". Отличительной чертой времени, в котором мы
живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все
сферы жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками
работы с различными электронными компьютерными новинками. Во время нашей
встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло?
Компьютер для ребёнка является игрушкой, необычной, привлекательной. Но вот
вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив,
сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения
компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно
ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?
Хочется развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка,
которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.
Миф Первый «Общение с компьютером портит детское здоровье»
Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно-технического
прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье
человека, а особенно на организм ребёнка. Многие из вас, я уверена, мучаются
угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего в стрелялки малыша, потому что
все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и
нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы
компьютерные игры отныне приносили к нам в дом только положительные эмоции.
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько
времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют
четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка
на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере
приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к
снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить
за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и
небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться
за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку
работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна
не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских
глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной
причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность,
телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего
места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и
одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает
его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите,
чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной
планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области
суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между
компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься
спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех
смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует
не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют
огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта
область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась
значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых,
в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых,
необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского
восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.
Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении
дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на
компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют
глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время
чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать.
Ну и , наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой
скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского
организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но
должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры
безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи
и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь
высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно
заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на
компьютерном столе. Дело в том, что на электронно-лучевой трубке кинескопа
имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не
опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и
разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят,
естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и
лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в
помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного
стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не
слишком ли много «но»? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит,
сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю вам напомнить, уважаемые
родители, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного
сделать не удалось. Ещё профессор Преображенский, герой замечательной книги
Булгакова «Собачье сердце», говорил: «На человека можно воздействовать только
внушением». Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально
адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии
не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в
полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для
повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка
запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько
хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным
партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы.
Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных
героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно
влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить
здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных
возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером
(которые также необходимо соблюдать и взрослым):
- ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день
- лучше играть в первой половине дня
- в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз
- комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена
- мебель соответствовать росту ребенка
- расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз
- игровую деятельность сменить физическими упражнениями
- При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
- Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут
работы перед монитором.
- Соблюдать правильную рабочую позу.
- Не работать на компьютере в темноте.
- Следить за содержательной стороной игр и программ.
- После занятий умыться прохладной водой.
Миф Второй «Компьютерные игры приносят только вред».
Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется
практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из
нас. Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития
ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные
дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой
игры. Чтобы не выглядеть полными профанами в глазах наших детей, нам не мешало
бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет нам в
данном вопросе знание жанровой классификации игр.
Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с
целью воспитания и развития дошкольника:
Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями
ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим –
активные, динамические.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с
развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить
возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы –
такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и
характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если
ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать
компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности
игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким
как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Миф Третий «Компьютер – только для игр и развлечений»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих
программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в
чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка
малыша к школе.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими
дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой,
начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в
этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в
школе.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных
программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры
и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать,
проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии
с текущей ситуацией.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к
школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что
достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными
ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается
их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими
впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Овладение
компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему
более высокий социальный статус.
Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые
родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно
учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея
времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение
разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы
выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая
воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся
окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для
его развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий